mech_imperatora (mech_imperatora) wrote,
mech_imperatora
mech_imperatora

Categories:

Русский Царь – Глава Русской Православной Церкви

О церковной власти православного Самодержца говорилось в богослужебных чинах и молитвословиях ПРАВОСЛАВНОЙ Церкви, а также в Основных законах Российской Империи.
В чине Коронования и Миропомазания на Царство Император благословлялся Богом не только как Глава государства, но – главным образом – как носитель теократического, церковного служения
. В молитвах этого чина говорилось, что Император стоит Главой не над нацией, не над государством, но над народом Божьим, т.е. над Церковью+. В «Полном собрании законов Российской Империи» Всероссийский Монарх назывался обладателем «Священного Императорского Сана» и «Главою Церкви»++. Само название 1-го раздела 1-й части 1-го тома Имперского законодательства звучало так: «О священных правах и преимуществах Верховной Самодержавной Власти»+++. Выделенные нами курсивом слова указывают на Божественное происхождение власти Императора, на полную независимость ее от людей (подданных)++++.+В частности, в молитве «Господи Боже наш, Царю царствующих» говорилось, что им­ператор поставлен «над языком (т. е. над народом. — М.Б.) Твоим, притя'жанным (искуплен­ным. — М.Б.) честною Кровию Единородного Твоего Сына» (Чин действия, каким образом совершилось Всевысочайшее Его Императорского Величества Коронование по церковному чиноположению // Regnum Aeternum (Царство Вечное). 1996. № 1. С. 164-186).
++См. «Высочайший Акт» о наследии престола от 5 апреля 1797 г. В нём значится: « ... когда наследство дойдёт до такого поколения женского, которое царствует уже на другом каком престоле, тогда предоставлено наследующему лицу избрать веру и престол, и отрещись вместе с Наследником от другой веры и престола, если таковый престол связан с законом (т.е. с определённым вероисповеданием. — М.Б), для того, что Государи Российские суть Главою Церкви (курсив наш. — М.Б.); а если отрицания от веры не будет, то наследовать тому лицу, которое ближе по порядку. Засим должны обязаться свято наблюдать сей закон о наследстве при вступлении (на престол. – М.Б.) и Помазании» (Там же. (17.910). С. 578).
В именовании себя Главою Церкви Император Павел не был оригинален. Ещё Его мать – Императрица Екатерина Второя в переписке с австрийским монархом Иосифом II называла Себя Главою греческой Церкви, а Иосифа, как главу Священной Римской империи — главою западноевропейской церкви. Государь Павел Первый лишь формально узаконил уже известный титул (Успенский Б.А. Царь и патриарх. С. 483).
+++Свод Законов Российской Империи. 1857. Т. 1.4. 1. С. 1.
++++Определённым образом свидетельствует о легитимации в России сакрального характера Великокняжеской и Царской власти роспись Архангельского собора Московского Кремля – усыпальницы династии Рюриковичей. Ныне существующая роспись выполнена во второй половине XVII в., но полностью сохранила схему предыдущего столетия. Она включает в себя 60 портретных изображений. Характерно то, что изображения всех князей очерчены нимбом святости (хотя прославлена церковью была лишь незначительная часть князей). Т.е. за всей Династией Рюриковичей признавалась святость. Кроме того, десницы некоторых князей прописаны в виде благословляющих иерейских перстосложений. Это говорит о том, что за членами Династии признавалось священническое достоинство. Кроме того, над каждой княжеской фигурой в небольших медальонах (кругах) изображены соимённые святые. Однако приблизительно с того времени, когда Великие Князья Московские стали смотреть на себя как на царей, над их изображениями стал рисоваться образ Господа Иисуса Христа. [Каждый Помазанник Божий находится на ПОСЛУШАНИИ у Господа нашего Иисуса Христа!] Так, в частности, изображён отец первого русского Царя Иоанна IV – Великий Князь Василий III (Андреева Л.А. Сакрализация власти... С. 221).
В своде законов Империи (Основных законах 1906 г.) церковные полномочия Царя[-Богопомазанника!] формулировались следующим образом:
«Ст. 64: Император, яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель Догматов господствующей Веры, и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния.
Ст. 65: В управлении Церковном Самодержавная Власть действует посредством Святейшего Правительствующего Синода, Ею учреждённого».
При этом приведённые 64-я и 65-я статьи Основных законов 1906 г. дословно повторяли 42-ю и 43-ю статьи Основных законов 1832 г. и следующих лет издания. В примечании же к статье 42-й было сказано: «В сем смысле Император в Акте о наследии престола 1797 г., апреля 5 (17910), именуется Главою Церкви». Т.е. формула Императора Павла I о главенстве Государя в [земной воинствующей] Церкви не обладала, строго говоря, силой закона, а была лишь комментарием к нему. Причём упомянутого примечания к ст. 65-й в Основных законах редакции 1906 г. уже не было. Таким образом, вопрос о том, кому принадлежат в Русской Церкви высшие властные прерогативы в государственных законодательных актах Империи (равно как и в церковных) однозначно определён не был. Тем не менее значительная часть дореволюционных правоведов утверждала, что носителем и органом высшей власти в Церкви является Император. (Об этом подробно можно прочитать, например, в монографии A.M. Величко, в одноимённом параграфе: «Русский Царь – Глава Русской Православной Церкви».)
При этом следует отметить, что в настоящее время в церковных нормативно-правовых документах также отсутствует ясная формулировка о том, кто является Главой Русской Церкви. Например, на страницах «Православной энциклопедии» протоиерей Владислав Цыпин пишет: «Главой РПЦ является Патриарх Московский и всея Руси»+. [Это утверждение свидетельствует о том, что Владислав Цыпин находится в ЕРЕСИ папизм! А еретики, как известно, Царства Божия не наследуют (1Кор.6,10).] Однако автор тут же оговаривается: «В Уставе РПЦ [2000 г.] соответствующая формулировка о главенстве Святейшего Патриарха в Русской Церкви отсутствует (курсив наш. – М.Б), но в нём содержатся положения, касающиеся прав и обязанностей Патриарха, из совокупности которых очевидным образом вытекает его главенство в Русской Церкви».
+Профессор Н.С. Суворов, один из основателей науки церковного права в России, в начале 1910-х гг. говорил: «В общем, русские богословские системы воспроизводят католическое понятие о церкви [а это и есть ЕРЕСЬ папизма!], с той только разницей, что вычёркивают папу, как высшую над всеми епископами власть, несмотря на вопиющее несоответствие этого понятия действительному положению и ходу церковных дел в России. Со временем, когда будет восстановлено желаемое многими патриаршество, в понятие о Русской Церкви, вероятно, внесётся главенство святейшего патриарха, так что православное понятие о церкви немногим будет отличаться от католического» (Суворов Н.С. Указ. соч. 1913. С. 213-214). [По этой причине Император Петр Первый и упразднил патриаршество на Руси, а потому если патриарх и будет иметь место, то всего-навсего как правящий архиерей города Москвы (об этом смотри в Законе Божьем!) Профессор Н.С. Суворов видел крайне печальное духовное состояние священство, потому так и написал. Но никакого главенства над земной Церковью Христовой НЕ МОЖЕТ быть у избранника человеков, каким является правящий архиерей города Москвы. Но думается НИКАКОГО патриаршества в России не будет, ибо Помазанник Божий, выполняя Волю Божью, его упразднил!]
В Священном же Писании говорится, что Глава Церкви – Христос [Еф. 1,22-23]. Это же повторяется и в т.н. символических книгах – православных катехизисах.
На примере Византийской Империи о верховной власти в Православной Церкви протоиерей Валентин Асмус говорит: «Неписаная „конституция" Византийского церковно-государственного устройства не давала абсолютной власти в Церкви никому – ни Императорам, ни патриархам, ни Соборам, ни множеству монахов, ни народу. Глава Церкви – Христос [на Небесах – Христос Господь, а в земной Церкви Христовой – Христос Господень (об этом говорит Святитель Димитрий Ростовский)], и все христиане должны служить Ему единому [служа царю, а тем более Царю-Богопомазаннику (Христу Господнему) мы служит Христу Господу!]. Главный критерий этого служения – следование правде и истине Христовой. Поэтому действие любого фактора церковной жизни из вышеперечисленных может быть и оспорено, если оно несёт в себе заблуждение. Однако, при всей напряжённости догматических споров к Императорам было исключительное отношение: их не было принято обвинять в догматических ошибках. [...] И действительно, никогда ни один Вселенский Собор не осудил за ересь ни одного Императора+, хотя были императоры-еретики и даже ересиархи, в то время как могли осуждаться и патриархи, и епископы, и учители монашества, и большие богословы».
[+Это было связано с тем, что если Царь-Богопомазанник по какой-то причине излагает ОЧЕВИДНУЮ ересь, то возможны два варианта.
1. Этот Царь оказывается не является Помазанником Божьим. Но это заявить, значит взять на себя не подъемный груз судить Промысел Божий;
2. По какой-то причине Господь Бог считает полезным и для Помазанника Своего, и для Наследия Своего самим (без Верховного Судии в лице Царя-Богопомазанника) научится распознавать ересь и стоять в Истине!]
Tags: Церковь, цари
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments